Кислородные приборы с периодической подачей кислорода [легочные автоматы)

Из кислородных приборов с периодической подачей кислорода, применяемых в ГА, рассмотрим три прибора: КП-18К, КП-19, КП-24М.

КП-18К устанавливается на вертолетах, КП-19 — на самоле­тах Ту-104, Ту-114 и др., КП-24М — на самолетах Ил-18, Ту-104, Ту-114 н др.

Кислородный прибор КП-18К

Кислородный прибор КП-18К входит в состав кислородного оборудования транспортных, санитарных и спасательных вертоле­тов и предназначен для обеспечения левого пилота необходимым количеством кислорода.

Прибор снабжен герметической маской и подает в маску смесь кислорода с атмосферным воздухом только во время вдоха. Про­центное содержание кислорода в подаваемой газовой смеси ре­гулируется по высотам автоматически; количество газовой смеси определяется глубиной и частотой дыхания (легочной вентиляци­ей), зависящей в свою очередь от физической нагрузки человека.

В комплект КП-18 входят: собственно прибор КП-18К; кисло­родная маска КМ-16А (КМ-16Н); редуктор КР-14А; шланг КШ-10; кислородный указатель ПК-18.

Кислородные приборы с периодической подачей кислорода [легочные автоматы)

Рис. 249. Схема комплекта системы кислородного питания

КП-18К:

/ — зарядный штуцер; 2 — бортовой вентиль; 3 — баллоны; 4 — трой­ник; 5 — приборный вентиль; 6 — редуктор КР-14Л; 7 — индикатор ки­слорода; 8 — кислородный прибор КП-18К; 9 — кислородный прибор

КП-23; 10 — кислородная маска КМ-І6А

На рис. 249 изображена схема комплекта системы кислородно­го питання К. П-18К. Данная система может обеспечить пилота кис­лородом в течение всего полета и рассчитана до высот в 12 км.

Принципиальная схема прибора изображена на рис. 250. Мем­браны 1, служащие чувствительным элементом, реагирующим на давление вдыхаемого воздуха, совместно с рычажной передачей 2 управляют клапаном подачи 3. При отсутствии перепада давления на мембране 1 клапан 3 под действием пружины 4 закрывает до­ступ кислорода в полость прибора. При вдохе мембраны 1 под действием атмосферного давления прогибаются внутрь корпуса и нажимают на длинные плечи рычагов клапана 3. В результате рычаги поворачиваются вокруг оси и короткими плечами нажима­ют на втулку, соединенную с тягой 5, отводя клапан 3 от седла. Кислород через эжектор 6 из полости редуктора КР-14А поступает в полость прибора.

Проходя с большой скоростью из отверстия небольшого диа­метра (сопла эжектора), струя кислорода создает разрежение в корпусе эжектора, благодаря чему атмосферное давление откры­вает обратный клапан 7 подсоса воздуха, и последний из атмос­феры поступает в эжектор. Кислород, смешиваясь с воздухом, по­ступает в кислородную маску КМ-16А.

При выдохе давление в полости прибора выравнивается с ат­мосферным, и клапан 3 закрывается. Таким образом, обогащен­ный кислородом воздух поступает в маску только во время вдоха под давлением, примерно равным атмосферному. С увеличением высоты полета анероид 8 автомата подсоса воздуха, расширяясь, постепенно прикрывает доступ атмосферному воздухг в полость прибора. На высоте 8—9 км полностью прекращается подсос воз­духа из атмосферы.

С высоты 4 км в работу вступает ме­ханизм малого избы­точного давления, ане­роид 9 которого, рас­ширяясь, дополнитель­но прогибает мембрану

1. Этим достигается приоткрытие клапана 3, который находится в таком положении до тех пор, пока давление в полости прибора не повысится «а требуе­мую величину избыточ­ного давления (30—40 мм вод. ст.). Такая ве­личина избыточного давления не может по­высить парциального давления кислорода, но при неплотно подо­гнанной маске предо­хранит от появления кислородной недоста­точности.

Подпись: Рис. 250 Принципиальная схема кпечородио- го прибора КП-18К: 1 — мембраны; 2—рычажная передача; 3 — клапан подачи; 5 — тяга; 6 — эжектор; 7 — обратный клапан; 8 — анероид; 9 — механизм малого избыточного давлення; 10 — вентиль; 11 — индикатор; 12 — сопло; 13—пружина; 14 — выключатель автомата подсоса воздуха Бели во вдыхаемом воздухе будет недоста­ток кислорода, то его поступление из поло­сти редуктора КР-14А в корпус прибора мо­жно увеличить венти­лем аварийной подачи

10. При открытом вен­тиле 10, а также глубоком вдохе, кислород не успевает проходить сквозь отверстие малого диаметра сопла эжектора, и давление над эжектором повышается, что может привести к деформации приемника индикатора кислородного потока 11. Во избежание это­го сопло 12 делается подвижным. При нормальной работе сопло прижимается к седлу эжектора пружиной 13. При увеличении дав­ления над эжектором выше 2,5—3,5 кг/см2 пружина 13 сжимается и сопло отходит от седла, открывая свободный доступ кислороду в полость прибора.

Имеющийся в схеме выключатель 14 автомата подсоса воздуха служит для выключения подсоса воздуха из атмосферы при на­личии в ней вредных примесей, или при необходимости пользовать­ся чистым кислородом. Для сброса излишнего давления из поло­сти прибора служит предохранительный клапан 15.

Входящий в комплект прибора индикатор кислорода ИК-18 сиг­нализирует о поступлении кислорода в прибор и маску, а также контролирует высокое давление в кислородной магистрали си­стемы.

Кислородный указатель ИК-18 конструктивно состоит из двух самостоятельных приборов, вмонтированных в один корпус. Дав­ление в кислородном баллоне измеряется манометром.

Давление в полости прибора КП-18К фиксируется манометри­ческой коробкой. С повышением давления в полости прибора и кис­лородной маски манометрическая коробка прогибается и подвиж­ный центр ее заставляет указательную систему, состоящую из лег­ких створок, зафиксировать поступление кислорода в маску. С уменьшением давления в полости маски и прибора КП-18К (во время вдоха) створки указательной системы сходятся.

Кислородный прибор КП-19

Подпись:Кислородный прибор КП-19, как и прибор КП-21, относится к гр>ппе переносных. Если приборы КП-21 служат для питания не­которых пассажиров при кислородном голодании и бортпроводников при их пе­редвижении по самолету, то экипаж для этой цели ис­пользует приборы КП-19. Приборы КП-19 использу­ются с масками КМ-24.

На рис. 251 представле­на схема кислородного при­бора КП-19. Чувствитель­ным элементом прибора является мембрана 10. При­бор подает газовую смесь только во время вдоха и в количестве, необходимом для легочной вентиляции. Переносный кислородный прибор КП-19 представ­ляет собой легочный ав­томат со встроенным редук­тором. К прибору кислород подводится с давлением от 5 до 30 кГ/см2, затем дав­ление снижается в редукто­ре до 0,5— 1 кГ/см2, и, следуя через клапан легочного ав­томата 8 и клапан дозиров­ки 14, кислород выходит из прибора в шланг и маску. Чтобы проверить работо-

способность прибора, надо открыть запорный вентиль, надеть мас­ку, соединить ее с прибором и сделать несколько нормальных и глубоких вдохов. При этом выключатель подсоса воздуха 9 нахо­дится в положении «Чистый кислород» или «Смесь». Дыхание дол­жно происходить без затруднений. Чтобы проверить аварийную подачу кислорода, надо провернуть маховичок аварийного венти­ля 17 по стрелке до отказа. Кислород должен выходить из при­бора непрерывной струей.

Рабочее давление в баллонах 6—30 кГ/см2. Продолжитель­ность питания кислородом из баллона около 40 мин (при сред­нем расходе кислорода 6 л/мин).

При необходимости переключения питания со стационарного кислородного прибора на переносной кислородный прибор КП-19 надо глубоко вдохнуть из стационарного прибора, отсоединить от него гофрированный шланг маски и быстро присоединить шланг к выходному штуцеру переносного прибора* При пользовании пе­реносным прибором необходимо систематически следить за за­пасом кислорода в баллоне по манометру 1. Если давление понизится до 5—8 ат, надо перейти на питание от другого перенос­ного прибора или же снова перейти на питание от стационар­ного кислородного прибора.

Чтобы обеспечить экономный расход кислорода на малых вы­сотах, выключатель подсоса воздуха 9 должен находиться в по­ложении «Смесь». На высотах выше 9 000 м и при кислородном голодании необходимо пользоваться дополнительной подачей кис­лорода, для чего маховичок вентиля 17 надо повернуть до упора по стрелке.